Цесаревич Николай, возвращаясь из путешествия по странам Востока, в июле 1891 года посетил Омск, центр Степного генерал-губернаторства и столицу Сибирского казачьего войска и побывал в Петропавловске.
В каждом городе – от Владивостока до Уральска — цесаревичу вручали подарки. Были среди них очень дорогие, вроде золотых блюд и серебряных статуэток. Однако больше всего информации о жизни сибирских казаков и поныне несет скромный дар, врученный высокому гостю в Омске — альбом акварелей со сценами из «трехвекового служения сибирских казаков Престолу и России», начиная с победы Ермака над ханом Кучумом в 1582г. Автором изящных небольших, но исторически точных картин был замечательный художник, «боевой баталист», этнограф, военный корреспондент и писатель Николай Николаевич Каразин (1842 — 1908).
Восток, в том числе и наши края, почти до конца Х1Х века был до поры до времени таинственным и недоступным для исследователей, но всегда привлекал людей любознательных, с авантюрной жилкой. Зачастую рискуя жизнью, не всегда по своей воле, а по делам службы оказывались в казахских степях или в горах пустынях Центральной Азии военные, ставшие известными исследователями. Среди них Ч. Валиханов, Ф.Достоевский, В.Верещагин, прадед поэта А.Блока Г.Карелин, десятки ссыльных декабристов. Обычно это были офицеры, некоторые из них, конечно же, разведчики — какая война без разведки! Но многие из них именно здесь, на окраине империи увлеклись научными исследованиями и стали учеными – геологами, биологами, этнографами, писателями, художниками. Эти образованные и увлеченные люди, оставили нам описание ранее неведомых краев, событий и людей. Именно таким был и Николай Николаевич Каразин — офицер, художник и писатель.
По происхождению он, по одной линии, был потомком общественного деятеля, основателя Харьковского университета Василия Назаровича Каразина. По другой — внук тоже известного русского историка, автора «Деяний Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова. От своих знаменитых дедов Николай Николаевич унаследовал страсть к науке, к искусству. Но самого его еще мальчиком определили на учёбу во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 г, он был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. И началась его военная карьера. С полком Каразин участвовал в усмирении польского мятежа 1863—64 гг. и за отличие в делах был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Однако военная косточка из него не получилась. С детства юноша был увлечен живописью. В короткие перерывы между боями он всегда делал наброски карандашом или пером. Казалось, страсть к рисованию победила: в 1865 г. Н. Каразин вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств, где два года учился у известного баталиста Б. П. Виллевальде. Но когда в Туркестане начались известные события, Каразин покинул академию, чтобы принять участие в походе на Бухару. Поручик 5-го Туркестанского линейного батальона, Каразин воевал вместе с нашими земляками — сибирскими казаками, переброшенными с севера в жаркий Туркестан. Он навсегда полюбил отважных казаков. Сам он тоже отличился в самых жестоких боях. Командуя ротой в 1867—1870 гг., он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, получил чин штабс-капитана и денежную награду. Но особое мужество художник проявил в бою на Зерабулакских высотах, где повел наступление во главе своего полубатальона и задержал главные силы бухарцев. В этом упорном и трудном бою Каразину пришлось участвовать в рукопашной схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда по окончании боя генерал Кауфман увидел у Каразина в руке только один эфес от сабли, то сказал ему: «Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю вам другое». На следующий день Каразин получил золотое оружие с надписью «За храбрость». А такая награда ценилась повыше иных орденов.
Казалось бы, в такой обстановке не до искусства. Однако именно в Туркестане Каразин познакомился с командиром 9-й сибирской казачьей сотни штаб-ротмистр М.Д.Скобелевым, будущим «белым генералом», о загадочной смерти которого нынешняя звезда детективов Б. Акунин пишет свои романы. В Туркестане Н.Н. Каразин общался с В.В.Верещагиным, автором знаменитого туркестанского цикла антивоенных картин. Вспомним хотя бы его «Апофеоз войны» — гору черепов с летающими над ними воронами. Так оценивал гениальный баталист результаты этой и любой другой войны.
Здесь же Каразин впервые встретился и с сибирскими казаками, прошедшими Туркестанские походы плечом к плечу с пехотой линейных батальонов.
Совмещать войну и искусство было сложно. Поэтому Н.Н.Каразин в 1870 г. вновь вышел в отставку с чином капитана и с правом носить мундир. Однако предпочитал носить только награды. С этого времени начинается литературная и художественная деятельность Каразина, которой он и посвятил всю свою жизнь.
Каразин вывез из Туркестана не только рисунки и наброски будущих картин, но и яркие впечатления о необычной для него природе Средней Азии, о ее людях, особенно о казаках и солдатах, выполняющий свой воинский долг в тяжелейших условиях среднеазиатских пустынь. По впечатлениям своей военной молодости, Николай Николаевич стал описывать события, свидетелем которых он был, встречи с такими же талантливыми и увлеченными романтиками, как он сам. Лучшими и наиболее известными из повестей считаются: «На далеких окраинах», «Погоня за наживой», «Двуногий волк», «В камышах» и другие. Все они о Туркестане – о «нашей Азии», как тогда называли присоединенные к России территории. В ныне забытых произведениях Каразина много места уделено жизни местных жителей, тех, кого тогда называли «аборигенами», офицеров и рядовых солдат дальних гарнизонов, казаков. Ни в одном его произведении нет высокомерного отношения к местным жителям или к людям, которых судьба забросила так далеко от дома. У писателя – художника была другая цель: рассказать о далекой и все еще загадочной для европейцев стране, которую он сам полюбил всем сердцем.
Один из крупнейших романов Каразина — «В пороховом дыму» — посвящен войне за освобождение Сербии. В этой стране и в Болгарии писатель был в качестве военного корреспондента в самый разгар сражений с Турцией. По его корреспонденциям и рисункам читатели лучших заграничных изданий представляли себе, что происходит на полях сражений как в «нашей Азии», так и на Балканах.
Иллюстрированные точными, как фотографии, его собственными рисунками и гравюрами, статьи и книги Н.Н. Каразина были необычайно популярны в конце Х1Х века. Когда один издатель решил собрать разбросанные в разных журналах произведения Каразина, набралось 5 солидных томов. А кроме этого были чисто научные статьи и отчеты об экспедициях по изучению природы Центральной Азии. За рисунки и статьи в российских и зарубежных журналах Каразину были присуждены высшие награды на географических выставках Парижа и Лондона. Он был избран членом Русского географического общества.
В 80-х гг. XIX в. Каразин вновь был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода русских войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание Каразиным семи больших батальных картин: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.» (ГРМ), «Взятие Махрама», «Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мёртвые пески к колодцам Адам-Крылган» (ГРМ), «Первое появление русских войск на Амударье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Зерабулак» и «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» (ГРМ).
Однако не большими батальными полотнами завоевал себе громкое имя Н.Е.Каразин. Быстрый и легкий в работе и в общении с людьми, с богатой фантазией и безупречным вкусом, художник создал сотни акварелей, рисунков карандашом и пером. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные световые эффекты, яркие контрасты, особенный несколько мрачный колорит – их особенности. С особым мастерством Каразин изображал лошадей в движении и в смертельных атаках.
В свое время Н.Н. Каразин считался лучшим иллюстратором русской и зарубежной классики. С его рисунками и гравюрами выходили прекрасные тома произведений Гоголя, Пушкина, Тургенева, а некоторые издания Жюля Верна выходят со старыми иллюстрациями и теперь. Даже в мультфильмах по романам Жюля Верна использовались гравюры Каразина. Сейчас оформленные им книги являются библиографической редкостью и стоят огромных денег.
Николай Николаевич украсил своими рисунками и гравюрами трехтомник Э.Э.Ухтомского о путешествии будущего царя вокруг света. В «Путешествии на Восток» свыше 700 рисунков и гравюр.
Наверное, понятно, почему именно этого замечательного художника, знатока событий и людей «нашей Азии», губернатор и атаман войска сибирского пригласили в Омск, когда решили изготовить для наследника альбом о казаках, их нелегкой жизни при освоении Сибири и подвигах при охране новых границ империи и завоевании Туркестана.
Художник подготовил 27 полных подарочных комплектов из 126 акварелей и 16 листов с пояснительными текстами. Наследник внимательно рассмотрел каждую из акварелей и выслушал объяснения историка казачества Г.Е.Катанаева. Он ведь был атаманом сибирского войска.
Кроме красочного альбома, Каразин оформил и другие подарки цесаревичу Николаю от сибирского казачества. По его эскизам были изготовлены медальоны на серебряном блюде с надписью «Августейшему Атаману усердное подношение Сибирских казаков. 1891 г.». Даже на меню торжественного завтрака «на 350 кувертов», данного в Войсковом правлении, красовались выполненные художником виньетки на тему военно-казачьего быта.
Работы Н.Н.Каразина в 1898 г. украсили выставку подарков, полученных Николаем Александровичем во время его почти кругосветного путешествия — от Петербурга до Уральска (далее поездом в собственном вагоне). После революции ее экспонаты разошлись по разным музеям страны. Некоторые драгоценные вещи были проданы за рубеж в 20-е годы, когда стране позарез нужна была валюта для восстановления народного хозяйства. Иногда миниатюрные творения Н.Н. Каразина всплывают на престижных зарубежных аукционах, где русское искусство всегда в цене.
В советское время о подвигах сибирских казаков и завоевании Туркестана не принято было говорить. Забылись книги и картины замечательного художника. Но один из вариантов альбома и фотографии с изображением встречи наследника сибирскими казаками и его будущими подданными тихо дожидались своего времени в запасниках музеев, в том числе, в Омском.
Сейчас копии акварелей Каразина и некоторые его рассказы гуляют по Интернету и поражают любителей прекрасного своей правдивостью, красотой и изяществом. Можно встретить и открытки на «казачьи» сюжеты. Ведь именно Н.Н. Каразин – автор самого первого в России «открытого письма».
До конца жизни Каразин не порывал связи с военными кругами, с особой любовью вспоминал свою боевую и походную жизнь в «нашей Азии». Справедливость восторжествовала – его произведения вернулись к нам.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск