29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Реалии электронного закупа

Служители государства умудряются лоббировать интересы «своих» поставщиков даже в Интернете

Электронный формат государственных закупок методом запроса ценовых предложений стал обязательным с января нынешнего года. Однако, наряду с существенными преимуществами, казахстанские производители обращают внимание и на явные недостатки электронных торгов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» с 1 января 2010 года все государственные закупки способом запроса ценовых предложений осуществляются только в электронном формате. Веб-портал www.goszakup.gov.kz реализован по принципу единого окна, где, с одной стороны, заказчики размещают объявления о предстоящих закупках, годовые планы и итоги проведённых торгов. И с другой стороны, потенциальные поставщики могут получить наиболее полную информацию по предстоящим закупкам по всей стране, в любой момент подать заявку для участия в торгах и при необходимости просмотреть итоги торгов немедленно после их проведения.

Безопасность и достоверность действий, проводимых в этой системе, обеспечена посредством использования электронно-цифровой подписи. Только её обладатели имеют доступ к торгам.

Главными задачами системы электронных госзакупок является максимальная прозрачность процессов торгов, упрощение закупочных процедур, минимизация человеческого фактора при выборе поставщика. Использование передовых информационных технологий также обеспечивает снижение уровня коррупционных правонарушений в области госзакупок.

Экономию от системы ЭГЗ получает не только государственный бюджет, но и предприниматели. Ведь теперь им не надо никуда ездить, оформлять массу документов, а просто зайти на сайт и осуществить все процедуры электронным способом. Казахстанские производители признают, что процедуры торгов максимально упрощены, а шансы получить заказ с момента внедрения системы много-кратно возросли. Ведь теперь у заказчиков нет возможности подтасовывать результаты тендера и выбирать из числа поставщиков «любимчиков», система определения победителя полностью автоматизирована.

Наряду с внедрением системы электронных госзакупок решается вопрос и об их казахстанском содержании. То есть заказчик может выставить существенное условие – предоставление сертификата формы СТ — KZ, подтверждающего отечественное происхождение товара.

Цена или качество?
Многие считают сомнительным тот факт, что единственным критерием, определяющим победителя, является низкая цена.

— Организаторы конкурсов по системе электронных госзакупок (ЭГЗ) не должны смотреть на стоимость объекта, а учитывать качество, сроки и гарантии, предоставляемые поставщиками, — считает депутат Сената Парламента — член комитета по финансам и бюджету Жансеит Сарсенкулов. — Например, если вы построили школу, то должны дать гарантию хотя бы на год-полтора. Объект должна принять независимая приёмная комиссия. Все: администраторы программ, приёмная государственная комиссия, поставщики — должны нести ответственность.

По мнению депутата, должна быть законодательная уголовная и административная ответственность. Только тогда все участники ЭГЗ будут чувствовать неминуемость наказания. Жёсткий контроль в системе электронных госзакупок необходим. Ведь экономия бюджетных средств, полученная от использования системы ЭГЗ, уверен Сарсенкулов, говорит о недостатках в планировании.

Бочка дёгтя

Однако, наряду с явными преимуществами нововведения, многие предприниматели уже отмечают и её несовершенства и требуют ввести строгие меры ответственности за нарушения сторонами правил торгов.

Электронная система невыгодна тем работникам госучреждений, которые непосредственно контактировали с поставщиками и курировали закуп. Они ждут прежних «откатов», но ведь с бездушной машиной не договоришься. Но некоторые заказчики товара пытаются самыми разными способами вносить какие-то свои «искажения» в электронные торги, дабы вернуть возможность прежней бумажной системы выбирать поставщика по личным убеждениям. К примеру, специально делать ошибки в названиях лотов, чтобы отыскать их могли только «избранные» и знающие. Или, того хуже, прописывать в названии лота наименование торговой марки.

Вот, например, КГКП «Детская областная больница акимата Северо-Казахстанской области МЗ РК» запросом ценовых предложений выставила лоты «Макароны «Корона» фасован по 5 кг» и «Томат-паста «Маслодел» по 0,950 гр». Чем не лоббирование интересов одного поставщика, пусть и отечественного? Естественно, это можно отнести к примерам ограничения конкуренции, и за такими моментами должен кто-то следить. Сегодня же предприниматели разводят руками и не знают к кому обратиться за помощью в таких случаях.

Молоко из хлеба
Хотя бывают у заказчиков и совершенно глупые ошибки, которые закрывают всем поставщикам возможность участвовать в тендере. Например, ГУ «Айыртауский противотуберкулезный диспансер», расположенный опять же в Северо-Казахстанской области, при желании приобрести лот «молоко 3,2%» выставил в описании лота «ХЛЕБ». Как прикажете быть потенциальным поставщикам, которым нельзя отступать от прописанных, пусть и в электронном виде, условий заказчика? Или заказчик выставляет лот «молоко разливное», хотя это разговорный термин, и предприятия могут предоставить лишь «молоко весовое», именно так оно именуется у них в сертификате формы СТ-KZ.

Догадайтесь сами!
Кроме того, для желающих участвовать в тендере немаловажны детальные характеристики товара, которых иногда на сайте нет, отчего впоследствии возникают разногласия между поставщиком и заказчиком. Вот лишь один пример, КГКП «Областной кожно-венерологический диспансер акимата Северо-Казахстанской области Министерства Здравоохранения Республики Казахстан» выставило лот «Сметана жирность 15%» в количестве 30 кг, однако в описании лота не упомянуло пожеланий о фасовке товара. Естественно, поставщик выставил цену самого дешёвого вида сметаны, выпускаемого на предприятии – весового.

А когда начались поставки, заказчик вдруг удивился, что сметана не расфасована в 200-грамовые стаканчики, как это делал предыдущий поставщик. Но кто ж тут виноват, если вы, составляя электронную заявку, забыли прописать этот момент? Ведь именно заказчик, как заинтересованное лицо, должен детально описать специфику требуемых услуг или товаров.

Вопрос качества работы ЭГЗ встал перед её инициаторами ещё до того, как заработала сама система: с ноября прошлого года в Казахстане по приглашению Минфина работает целый штаб специалистов из Европейского союза. Их проект «Повышение конкурентоспособности и улучшение системы госзакупок» продлится до начала 2011 года. Европейцы отрабатывают три направления: вносят предложения в законодательство в области ЭГЗ, консультируют по политике госзакупок и занимаются обучением тренеров из регионов. Об итогах работы экспертов говорить ещё рано, но руководитель проекта Эдвинс Парупс уже готов назвать основные, на его взгляд, минусы действующей системы.

— Самая большая проблема в том, что в Казахстане никто не обращает внимания на технические спецификации в государственных закупках, — рассуждает г-н Парупс. — Потом поступают жалобы от заказчиков: вот, мы купили очень плохие карандаши. А почему не обращаете внимания на технические спецификации? Сами написали — карандаш, единственный критерий — цена. Но, извините, вы и получили самый дешёвый карандаш. Или, к примеру, написали — машина. Хорошо ещё, если машину получили, они-то ведь тоже разные бывают… Надо изначально очень чётко обозначить: что вы хотите, каким требованиям и стандартам этот продукт должен соответствовать, где его будут использовать — и вот тогда можно запрашивать самую низкую цену.

Частникам закон не писан?
С проблемами сталкиваются казахстанские поставщики на стадии общения с заказчиками по оформлению всех формальностей и в процессе поставок, то есть когда в силу вступает пресловутый человеческий фактор.

Понятно, что если выигрывает «не тот» поставщик, которого ждёт заказчик, некоторые начинают ставить палки в колёса: они тянут с предоплатой, не принимают товар, не подписывают акты о выполнении и так далее. В данном случае на первом месте стоит чистоплотность в исполнении своих служебных обязанностей людей, находящихся на службе у государства. «У заказчиков нет никаких обязанностей — они могут вовремя не заплатить, неделями заключать договор. То у них печати нет, то директора. И всё им сходит с рук», — заявляют предприниматели.

И самое главное, что отмечают отечественные производители, — пренебрежительное отношение к поставщикам, мол, мы- то люди государственные, а вам, частникам, всё позволено. Например, бухгалтера бюджетных организаций настоятельно требуют счёт-фактуру ранее, чем осуществлена поставка всего товара по договору, хотя это является нарушением налогового законодательства. Отказ поставщика они воспринимают в штыки, мотивируя тем, что «другие» дают.

Особые проблемы у отечественных производителей пищевой, в том числе и молочной промышленности, выступающих в роли поставщиков товара в госучреждения, возникают при заключении договоров. В госучреждениях часто отсутствует должность юриста и потому там принято использовать типовые договоры. И даже при наличии существенных недочётов при составлении договора, заказчики не идут даже на малейшие изменения формулировок. К тому же, если поставщик требует изменения пунктов договора, то его как участника могут автоматически отклонить.

Между тем, некоторые пункты ставят поставщиков товаров в замешательство, встречаются устаревшие формулировки, исключённые из законодательства. Например, основанием для оплаты является почему-то расходная накладная, а не товарно-транспортная. Или не указываются сроки оплаты, а используется формулировка «по мере финансирования». Приходится работать, закрыв глаза на такие моменты, потому что когда идут хорошие объёмы поставок, выбора не остаётся.

Предприниматели настаивают, что взамен типовых договоров, необходимо разработать отдельные- для товаров и услуг, также индивидуализировать их в зависимости от вида производства, например, отдельно для пищевой промышленности. Чтобы не случалось таких ляпсусов в договорах, как «молоко должно быть новое» и других.

Сегодня система госзакупа в Казахстане продолжает совершенствоваться. Потенциальные поставщики надеются, что их мнение также будет учтено, а существующие недостатки будут устранены для более эффективной работы и поддержки отечественных производителей.

Екатерина НАЗАРЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *