29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Последний троллейбус?

С 1 ноября троллейбусных маршрутов в Петропавловске стало меньше. За нерентабельностью, как нам пояснили в городском акимате, перевозчик сам отказался сразу от двух маршрутов- 4Т и 5Т. Такая новость породила массу вопросов и недовольств самих пассажиров, на этом общем фоне стало известно, что и в самом троллейбусном парке далеко не так все гладко, как хотелось бы. Итак, мы постарались выяснить, что же происходит на транспортном рынке города, есть ли будущее у электротранспорта, и как власти намерены решить проблему столпотворения на остановках в часы пик.

 

Мнения лиц заинтересованных, а главное знающих все подоплеки происходящего оказались разными, и даже в некоторых моментах противоречивыми.
Когда на маршрут вышел только 1Т или «единица», остановки по утрам заметно «оживились», а в автобусах и маршрутках начался «аншлаг». Вроде и упреков в адрес электротранспорта до этого момента было множество, но все-таки свое дело громоздкие, неповоротливые, но вместительные машины делали. Попытки выяснить, что же побудило руководство ТОО «Троллейбусный парк Петропавловска» намеренно снижать обороты и добровольно покидать годами «наезженные» маршруты не получилось. Его директор Олег Матейчук в довольно резкой форме сообщил, что директором он уже не является, что все вопросы нынче решаются через реабилитационного управляющего, и как таковых причин для встречи и разговора с кем-либо он не видит. Как оказалось, коллектив самого предприятия совсем иного мнения, и одну только трехмесячную задержку зарплаты как раз таки и считает самой серьезной проблемой, но об этом немного позже. Не найдя понимания у дирекции троллейбусного парка, мы обратились туда же, куда сейчас пишут десятки возмущенных пассажиров, которых просто поставили перед фактом, и заставили пересесть на автобусы: к руководителю ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Александру Чернову.
— Александр Константинович, четыре маршрута из пяти закрыты, может ли сейчас акимат вмешаться в ситуацию, поддержать, к примеру, предприятие, ведь сейчас там идет массовое увольнение?
— Нет, в дело мы не можем вмешаться, и на то есть ряд веских причин. Давайте по пунктам: а) — мы гослужба, б) мы акимат), и в) – это частная собственность, частное предприятие, а значит, мы не можем им указывать, сколько и кому платить. Давайте рассуждать логично, ТОО и всякие другие формы частной собственности и создаются в первую очередь для получения прибыли. А если прибыли нет, значит, оно недееспособное, неконкурентоспособное, с рынка оно уйдет, как бы мы его не поддерживали.
Лично мое мнение, что это уже практически дефолт предприятия, нас — акимат также поставили перед фактом, что из-за невыгодности маршрутов, их оставляют всего один, четвертый и пятый прекращают свои работы. Вот как раз потому, что то, что троллейбусники зарабатывают, не покрывают расходы на зарплату, ремонт машин, амортизацию и еще множество других статей расходов, я уже не говорю и долгах кредиторам, а они миллионные.
— А как насчет «самый экологически чистый вид транспорта», для нашего-то и так загазованного города это не слишком рискованный шаг взять и отказаться?
— Кстати, на счет преимуществ, то у электротранспорта в том виде, в каком он существует у нас (я сравниваю наше предприятие с тем же Алматы, где свой парк современных машин, тем более не киваю на Европу и те страны, где троллейбусы ходят без «рогов» и все эти сети и столбы им вообще не нужны) есть только одно преимущество — экологичность. Других нет, зато, сколько они создают попутных проблем, с одной вы сами сталкиваетесь постоянно: город строят, расширяют улицы, из-за ветхости коммуникаций постоянно перекапывают те или иные участки дорог. Тот же автобус — транспорт мобильный — и случись авария с коммуникациями, он тут же меняет маршрут, а троллейбус? Авария на сетях, отключение света — и все, выстраивается целая вереница, создает заторы, пробки и просто мешает другому транспорту, что общественному, что личному. Еще очень важный момент — это сезонность, допустим, прошло время дач, мы убираем автобусный маршрут, а вот что в таком случае делать с троллейбусным, оставлять простаивать на месяцы? Тут много вопросов, но самый важный, который действительно сейчас серьезно подкосил предприятие, это возросшие цены на электричество, ведь как монополист он вот так, по своему желанию не может скорректировать расценки, для этого нужен целый ряд согласовательных процедур, нужны общественные слушания, и не факт, что общественность согласится изменить тариф. У этого перевозчика сейчас себестоимость выше, чем он закладывает в билет процентов на тридцать, исходя из их расчетов, с которыми мы тоже полностью согласны. И вот, что получается. Может ли такой транспорт составлять конкуренцию на наших дорогах? Я думаю, что нет, что последний маршрут тоже со временем закроют, лично я не вижу у электротранспорта в нашем городе никакого будущего. Сейчас мы собираем других перевозчиков для беседы, у нас достаточно автопарков, способных легко заменить пустующие троллейбусные маршруты. Пока мы с ними договоримся словесно, а через два месяца по закону объявим тендер, и проблем с переполненными остановками не будет.

По ту сторону забора…

Так и не попав дальше проходной ТОО «Петропавловский троллейбусный парк» (далее ПТП), информацию о предприятии пришлось искать в свободных Интернет источниках, и в этом помог официальный сайт парка, где представлена довольно радужная картина, правда, по состоянию на 2011 год.
«Итак, общая протяженность маршрутов по городу составляет 55,9 км, в наличии имеются 43 троллейбуса, численность сотрудников насчитывает 340 человек (это работники четырех подстанций, депо, администрации, кондуктора, контролеры, в том числе 80 водителей троллейбусов). Создано троллейбусное управление на основании приказа Министерства Казахской ССР №393 от 16 ноября 1971 года. Тогда же для подготовки водителей в Омск была направлена первая группа из 20 человек. Первый троллейбус вышел на маршрут №1 от завода ПЗТМ по ул.Джамбула до ул. Интернациональной 21 декабря 1971 года, за рулём экспериментальной проверки маршрута был водитель Фисенко Александр, а 25 декабря уже по маршруту первой ехала водитель Конина Надежда. Вот с этого и началась история Петропавловского троллейбусного движения. …
… Начиная с 2001 г., предприятие работает с прибылью, которая используется для развития производства и решения социальных задач коллектива. Финансовая устойчивость и платёжеспособность предприятия даёт ему преимущества в получении кредитов, подборе квалифицированных кадров, в выборе поставщиков, позволяет вовремя выплачивать налоги.

Ежедневно на улицы выходит 36 троллейбусов по 4 маршрутам. Всего для выполнения производственной программы предприятие располагает 47 троллейбусами и двумя дуобусами, которые возят пассажиров до районного центра Бишкуль»….

Если бы сейчас эту визитку предприятия можно было обновить, то вышла бы другая картина. 10 троллейбусов выходит ежедневно по одному маршруту. И это, пожалуй, все, что известно в цифрах о ПТП, а вот о том, сколько осталось людей на производстве, так выяснить и не получилось.

«Люди понимают, что это конец и разбегаются……»

Чтобы узнать о массовых увольнениях в ПТП, пришлось все-таки прокатиться по последнему маршруту, даже при том, что оптимистичный настрой водителей и кондукторов никак не назовешь, называть свои имена и открыто критиковать руководство они не соглашаются. Имена наших собеседников вымышленные.
Наталья, водитель: «Какое может быть настроение, если мы сидим без денег, и нас вот-вот закроют, об этом говорят все — наши коллеги, просто пассажиры, хотелось бы верить, что все наладится, но я только что получила зарплату за июль, все это время мы сидели без денег, а у нас все так же, как и у остальных: дети, семьи, кредиты. Я получаю на руки 30 тысяч тенге, пусть с такой задержкой, но это все-таки хоть какой-то доход, а куда мне идти, если уволят и с этой работы? Мы все, кто сейчас остался, надеемся на помощь акимата, пишем письма, просим, требуем, вмешаться, пока не поздно, 40 лет нашему парку, такие сложные времена выдержал, а сейчас на ровном месте, когда все вроде наладилось, вдруг оказался не нужен никому. Мы же видим, как намеренно нас «зажимают» на маршрутах, как сокращают время в графиках движения между автобусами, они идут один за другим, у нас просто нет пассажиров, мы не успеваем их подбирать на остановках. Разве это правильно?»
Елена, кондуктор: «Народ разбегается, понимают, что это конец, сами увольняются, в первую очередь мужчины, у которых больше шансов найти работу. А мы просто ждем чуда. Я не могу сказать, сколько уволилось по собственному желанию в прошлом месяце, но это около 20 человек, может и больше, мы уже не следим за этим».
Все-таки нашелся один человек от администрации, который согласился и назваться, и объяснить, почему сложилась такая ситуация в ПТП. Айдын Макенов, заместитель директора по эксплуатации ТОО «Петропавловский троллейбусный парк»:
— Много о чем можно говорить и рассказывать, но сейчас с нескольких сторон существует угрозы, чтобы просто поставить на нашем предприятии крест. Первая, это цены на электроэнергию, при таких тарифах (есть дневные, и вечерние, они, по сути, в три раза выше), мы работаем в убыток, а по вечерам вообще выходить на линии просто разорительно. Сейчас, при таком раскладе, даже если парк выйдет на ноль, то есть никаких убытков, но и никакой прибыли, мы должны поднять цену минимум до 80 тенге за проезд с человека. Мы сейчас снимаем провода, но если на одних маршрутах мы сами приняли такое решение, то на других нас заставляют, говорят, линии портят эстетический вид на въезде в город. А еще настолько сократили интервал движения автобусов, особенно по Мира, что иногда стоит троллейбус, а впереди и позади него по два автобуса, то есть интервал даже не 3-4 минуты, его порой просто нет. Заработать в таких условиях нереально, я не знаю, насколько это честная конкуренция, и с чьей подачи нагнетается эта ситуация, но я считаю, что нас намеренно «выдавливают» с рынка. Мы не считаем себя банкротами, и еще намерены вернуть свои маршруты, у нас есть надежда и потенциал.
Мнения самих пассажиров мы нашли на местных форумах, эта тема очень бурно обсуждается в Интернете, некоторые из высказываний мы решили привести здесь практически без купюр, лишь слегка смягчив эмоциональный настрой авторов, за что просим заранее извинить.

-Дмитрий Ф:
— Это форменный беспредел!!! Остались маленькие маршрутки, куда с утра вообще не залезешь, приходится выходить на 30-40 минут раньше. Ладно с троллейбусами, вроде внятно объяснили, что высокие затраты на электроэнергию. А что случилось с частью автобусных маршрутов? Например, раньше ходил 24 автобус, очень удобно. В этом году его по-тихому убрали. Теперь убрали и 4 троллейбус. И получается, что со стороны 19-го до вокзала идет только 9, 5, и частично 26-я маршрутки. Зачем все это сделано?… Простые работники, кто и так с утра до вечера вкалывает, не могут нормально попасть на рабочее место. За опоздания штрафуют, во время добраться нельзя, приходится вставать гораздо раньше и отрывать у себя и так немногочисленные минуты спокойного отдыха. Будьте добры, верните необходимые людям вместительные маршруты общественного транспорта, а не эти «консервные банки»!
KarMax:
— Давно хотели этого многие…. контактную сеть демонтируют — это тонны меди…. Петропавловск — второй после Алматы город с троллейбусным парком, больше нигде не осталось, но с такими ценами на проезд он не «выгребает» в конкуренции с «зайцами» и просто автобусами….
GoldeN:
— Чего хорошего в этих развалинах то, зимой дубак, дыры везде рассыпаются на ходу, еле ездят еще и как свет выключат так стоят, проезду мешают.
avdeev:
— Это у нас здесь так. Оттого, что хозяева слишком «эффективные». В России троллейбусы не рассыпаются, и скорость наравне с автобусами. Виражи так закладывают, что если не держаться за поручень — по салону полетишь. Исправный троллейбус имеет аккумуляторы, на которых он может проехать 50-100м. Но у нас не может. Сейчас выпускаются гибриды на литиевых аккумуляторах, которые могут десятки км ехать без контактной сети.
Север:
— Все троллейбусные маршруты изначально разрабатывались и народ ездил, потом постепенно начали пересаживаться на маршрутки — там было комфортней и мало народу. А сейчас в любое время все маршрутки переполненные, люди теряют время, нервничают, портят свою одежду, толкаются ради того, чтобы успеть вовремя к месту назначения.
Со временем троллейбусный парк обновили, купили хорошие б/ушные троллейбусы, раньше на автобусном маршруте № 25 были большие вместительные автобусы, зачастую были полными. Сейчас же все автобусы там заменили на маленькие «зайчики», все толкаются, а водители гоняют по улице Абая, объезжая ямы и колодцы, резко разгоняясь и потом также резко по тормозам.
S-H-A-M-A-N:
— В городе нет таких улиц, чтобы троллейбусам развиваться. Улицы очень тесные. Кто-нибудь видел как (1-й кажись) троллейбус выезжает с остановки «Тайга» в сторону вокзала? Боевик просто! «Большие пробки в маленьком городке». Ещё лет десять, и ездить по центру будет вообще нереально, какие троллейбусы, за вертолётами и канатными дорогами будущее!

А как у соседей?
И все-таки, даже если от троллейбусов отказались практически везде в Казахстане, но есть еще и соседи, ближние и дальние, которые почему-то троллейбусное движение не только не хоронят, а всячески развивают, и прочат ему большое будущее. Обычно в таких случаях сразу говорят: «А вот в Европе», не будем ломать стереотипы.
А вот в Европе, в той же Швейцарии в маленьких даже на наш петропавловский взгляд городках, с численностью 60-70 тысяч человек, троллейбусы ходят и их там любят.
Швейцарцы полагают, что хорошего электротранспорта должно быть много, поэтому у них в почёте экипажи, выражаясь русским языком, — ООБВ — особо очень большой вместительности, или как их называют на Западе — XXL. Это громадные машины с «гармошкой», которые заполняют, конечно, по большей части туристы. А вот в Южной Корее, к примеру, пошли на эксперимент, и запустили в городе Куми электрические автобусы ( те же троллейбусы) оборудованные автономными аккумуляторами, а также системами беспроводной подзарядки. В отличие от традиционных отечественных троллейбусов, эти машины обходятся без «рогов», трансляция мощности производится при помощи инфраструктуры под поверхностью дороги. Решение, конечно же, недешевое, но очень удобное. Длина первого маршрута составляет 24 км. На текущий момент проект развернут еще не в полную мощь, от общей длины маршрута пока электрифицировано от 5 до 15 процентов. Зато несомненным достоинством технологии является то, что по этой же дороге свободно могут ходить не только электроавтобусы, но и другие машины, в том числе на традиционных двигателях внутреннего сгорания, и никакого магнитного резонанса и перебоев в работе внутреннего оборудования не наблюдается.
Не стоит заглядывать так далеко, в соседней России, с их «легендарными» дорогами тоже решились пустить первые троллейбусы, способные ездить без контакта с проводами за счет литий-ионных батарей. Среди сибирских городов пионером в этом эксперименте стал Новосибирск, теперь проект «обкатывают» на улицах Барнаула. Разработчики уверяют, что благодаря батарее, установленной под полом троллейбуса, и состоящей из 144 аккумуляторов, вес которых превышает тонну, их машины разгоняются до 70 км в час, и способны перевозить на борту 111 пассажиров за раз.

Он же рогатый, он же сохатый….
Итак, представить себе, что на наших и без того многострадальных дорогах, а точнее под ними рядом с ветшающими трубами начнут тянуть что-то ультрасовременное, что позволит пустить по ним беспроводной троллейбус, сейчас так же сложно, как и пожалуй 50 лет назад. И дело не только в нежелании, «непродвинутости» или недальновидности, все снова упирается в деньги. Те же европейские компании достаточно деликатно обходят ценовой вопрос стороной, но, и без этого ясно, что цифры зашкаливают, и не потянуть ни троллейбусному парку, ни городскому бюджету такое ноу-хау. Сложно потянуть и то, что уже имеется. Вот что рассказал о нынешнем состоянии дел главный специалист Управления реабилитации и банкротства Налогового департамента по СКО Олег Скрипник:
— В ноябре 2011г. специализированным межрайонным экономическим судом Северо-Казахстанской области в отношении ТОО «Петропавловский троллейбусный парк» введена процедура реабилитации, срок данной процедуры составляет 3 года, то есть остался еще ровно год.
Что такое реабилитационная процедура в общих чертах, это судебная процедура, в рамках которой к неплатежеспособному должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические не противоречащие законодательству РК меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации.
— То есть это не есть банкротство?
— Конечно, это комплекс мер, которые как раз и направлены на то, чтобы предприятие этого банкротства избежало. Сейчас в ПТП назначен реабилитационный управляющий, в целях обеспечения интересов кредиторов сформирован и утвержден специальный комитет кредиторов, составлена очередность погашения задолженности по пяти позициям, согласно приоритетам. На момент начала судебной процедуры, предприятие имело долги в общей сумме 66 миллионов 965 тысяч тенге. На сегодняшний момент эта сумма примерно составляет 56 миллионов.
— Вы можете говорить о прогнозах?
— Впереди целый год, пока говорить о них рано, и это не в нашей компетенции.
Итак, можно долго размышлять будет ли 1-й последним, выслушивать мнения, пытаться анализировать. При всем том, что полной картины все-таки нет, это разговор вокруг да около, и не более того. А вот что точно известно, это то, что, не смотря на явное нарушение трудовых отношений, а именно несвоевременной выплаты зарплаты, только один из водителей решился обратиться к трудовым инспекторам, и готов отстаивать свои права с их помощью в суде. Один, и то после того, как уволился из ПТП по собственному желанию. Остальные или бояться потерять работу за свою смелость, или настолько верят, что сегодняшнее положение — это временные трудности, и просто стоит немного потерпеть.
Ольга АБЗАРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *