29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Александра Рудина

гражданский журналист, с. Комсомольское, Тимирязевский район, СКО

Александра Рудина

гражданский журналист, с. Комсомольское, Тимирязевский район, СКО

Памятник родителям Сабита Муканова взяли под государственную охрану

В Северо-Казахстанской области, в местечке Жаман-шубар Тимирязевского района, взят под государственную охрану мемориал родителей Сабита Муканова который был установлен летом 1955 года недалеко от села Докучаево. На берегу озера «Дос», что в переводе означает «Друг», находится захоронение, где покоятся родители нашего знаменитого поэта-земляка Сабита Муканова.

Место, где родился и рос наш земляк носит необычное название Жаман-Шубар. Сабит Муканов потерял родителей, когда был ещё совсем ребёнком. Отец Мукан ушел из жизни, когда маленькому Сабиту было 7лет, а мать певица Балсары, скончалась на год позже. Чтобы хоть как-то заработать себе на пропитание Сабит работал пастухом, исполнял сказки и эпические произведения, обучался грамоте у аульного муллы. С детства очень любил произведения Абая, интересовался литературой, народными сказаниями, легендами и преданиями. В 1919 году Сабит Муканов в городе Омске закончил учительские курсы, после чего стал обучать грамоте детей в ауле. В это же время Сабит являлся секретарем Магжана Жумабаева, был участником Гражданской войны.

Свой творческий путь поэта Сабит начинал с агитационных зарисовок. Самым известным произведением писателя стала автобиографическая трилогия «Менің мектептерім». В этом своём романе «Школа Жизни» Сабит Муканов писал про родителей так: «Мать я вспоминаю, как сквозь густой туман. В памяти осталось только её лицо, а главное, её песни. У неё был очень красивый голос, и когда она затягивала какую-нибудь жалобную песню, я видел, как по глазам слушателей текли слезы. Внешний образ её я помню очень смутно: кажется, у неё было круглое, скуластое лицо и добрые тёмные глаза. Говорят, что внешне я очень похож на мать, а вот характер отцовский. Его я помню лучше, хотя ушел он из жизни на год раньше её. Он был худощавым, высоким, темнокожим. Кожа у отца выглядела не просто загорелой или темной, а попросту чёрной, как у негра, даже черты были скорее негроидные, чем монгольские. Усы же и волосы у моего отца не брала никакая бритва. Болеть он начал рано. Я и помню его только больным….».

Также описывал одно из посещений родных мест… « В 1953 году я снова посетил родные места, теперь здесь большой совхоз имени Докучаева, прежде всего я отправился на кладбище. Хожу, смотрю, вспоминаю: разломанная ограда, размытая дождями канава, множество небольших холмов, которые уже почти сровнялись с землёй. Я бродил по кладбищу, всматривался в эти холмики и вспоминал тех, кто здесь похоронен. Ведь именно в их окружении прошло всё моё детство. Где-то здесь должны находиться и те две самые дорогие мне безымянные могилы, между которыми я 27 лет тому назад вбил в землю оголенные кости лошади. В мыслях у меня было, что они, конечно же, не уцелели… И вдруг у меня даже дыхание остановилось — два белых, сухих и звонких, как степные дудки, мосла торчат между могилами. Я подошел и тронул их, да это он, бедный надгробный памятник моих родителей. В 1928 году, когда мне пришлось покинуть родные края, именно в тот момент я поклялся, что, когда стану взрослым, снова вернусь сюда и поставлю над могилами своих родителей настоящий памятник. И вот я его привез. Спите спокойно, мои старики. Ваши дети и внуки вышли в люди. Значит, ваш труд и горькая смерть не прошли даром».

Последние годы жизни Муканов трудился над трилогией о Чокане Валиханове — выдающемся казахском исследователе, просветителе, путешественнике — «Промелькнувший метеор», который вышел в 1967 году.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *