Мониторинговая группа Северо-Казахстанского филиала партии Nur Otan с 2017 по 2019 годы проверила районные прокуратуры на предмет доступности зданий для людей с ограниченными возможностями. Иногда обследование приходилось вести через закрытые ворота, поскольку активистов не впускали, ссылаясь на отсутствие сотрудников в разгар рабочего дня. Были случаи неадекватных встреч со стороны прокуроров, ведение переговоров на повышенных тонах, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
Отметим, что мониторинговая группа в течение трёх последних лет вела проверку районных прокуратур на соблюдение закона о социальной защите инвалидов Республики Казахстан. Органы прокуратуры призваны проверять соблюдение всех законов, в том числе и о защите лиц с ограниченными возможностями.
Как отметила на заседании областного филиала партии Nur Otan руководитель отдела политической работы Гульнара Халыкова, далеко не везде активистов мониторинговой группы встречают адекватно.
Были моменты, когда прокурор выходил и разговаривал с нами на повышенных тонах. Это происходило при посторонних. Случалось, что членов группы не запускали на территорию прокуратуры, сославшись на то, что никого нет (кроме охранника). И это в разгар рабочего дня! – рассказывает Г. Халыкова.
В качестве примера она привела прокуратуру Есильского района. Её здание оказалось неприступной крепостью для маломобильных категорий граждан. Инвалид-колясочник даже с учётом сильно развитой мускульной системы не сможет взобраться на пандус с углом уклона в 20°, что не соответствует СНИПу. При этом поручней, за которые можно было бы схватиться, как за «соломинку», нет. Также отсутствует кнопка вызова, благодаря которой о приходе инвалида за помощью в прокуратуру могли узнать сотрудники и помочь попасть внутрь.
Помимо этого члены мониторинговой группы отметили здесь массу мелких нарушений, начиная от разной высоты и ширины ступенек на лестничном проёме, недостаточной ширины дверей, высокие пороги, отсутствие табличек шрифтом Брайля, и заканчивая отсутствием парковочного места для инвалидов на стоянке, да и вовсе доступа на территорию.
Г. Халыкова пояснила, что за три года подобных случаев в прокуратурах было немного – порядка 2-3. В основном, прокуроры положительно воспринимают замечания. Только из-за текучки кадров не успевают устранять нарушения, что приводит к штрафам.
За 2019 год департамент труда, социальной защиты и миграции по Северо-Казахстанской области провёл более 60 проверок на доступность жилых и социальных объектов для людей с ограниченными возможностями. В итоге выдано 61 предписание о нарушениях и сроках устранения.
На конец года исполнено 53 предписания или 82%, остальные в исполнении. Сроки не истекли, объекты находятся на контроле ведомства. По результатам проверок 8 субъектов привлечены к административной ответственности в виде штрафа по статье 83 КоАП РК на общую сумму 1 млн 440 тысяч тенге за необеспечение доступа инвалидов к объекту, — сообщила заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Северо-Казахстанской области Гульмира Маулетбаева.
Сейчас в области проживает более 27 тысяч человек с инвалидностью. Из них порядка 1,5 тысяч колясочников, около 1 тысячи инвалидов по зрению, более 1 тысячи страдают нарушением слуха, более 2 тысяч – дети-инвалиды. По данным Г. Маулетбаевой, число лиц с ограниченными возможностями в Северо-Казахстанской области постоянно растёт.
Как отмечает руководитель отдела политической работы областного филиала партии Nur Otan Г. Халыкова, зачастую чиновники и предприниматели «идут навстречу» людям с инвалидностью, то есть устанавливают подъёмники, пандусы и прочие необходимые по закону вещи, только из-за страха быть оштрафованным или лишиться удобного кресла.
Пока человеческий фактор не стоит на первом месте. Мероприятия по созданию беспрепятственного доступа инвалидам к имеющимся и строящимся жилым, общественным и производственным зданиям, объектам социальной инфраструктуры реализуются не в полной мере. Доступной средой мало охвачены такие объекты, как магазины, торговые центры, аптеки, кинотеатры, музеи, объекты питания и так далее. Для большинства из них доступность ограничивается наличием пандуса и кнопки вызова, — рассказывает Г. Халыкова.
Однако, по словам членов мониторинговой группы, те же пандусы в зданиях Петропавловска и Северо-Казахстанской области существуют только для «галочки». Зачастую они не соответствуют нормам. По ним невозможно взобраться даже здоровому человеку, не то что «колясочнику».
Угол уклона порой превосходит все мыслимые и немыслимые показатели. Согласно нормативам высота не должна превышать 50 см, в исключительных случаях, в затесненных местах — не более 80. В большинстве же случаев он превышает 120. Не редко, что доходит до 200-400, это же самая настоящая взлетная площадка! – возмущена руководитель отдела партийного контроля. – Какой силой в руках надо обладать, чтобы взобраться по такому пандусу. Не все инвалиды спортсмены!
Помимо этого немало пандусов вовсе не имеют поручней и кнопок вызова. Это значит, что инвалид не сможет даже позвать персонал на помощь.
Неакдекватность прокуроров проявляется в первую очередь в их беззубости и малой активности. А нуротановцы — это вообще организация с очень сомнительной полезностью.
А что за цифры приводит «возмущённый руководитель отдела партийного контроля» — градусы?
С каждой цифры нужно убрать по одному нулю и все сойдется.
Прокуратура и Нур-отан это же отдельные (от граждан) государства. Там деньги решают все.