29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

На севере Казахстана общественники хотят участвовать в разработке законодательства в сфере энергетики

У семи нянек – дитя без глаза. По принципу этой поговорки сегодня существует энергетический комплекс Казахстана. И новый закон — почти аналогичный. Так считают общественники самого северного региона страны. В проекте разрабатываемого Закона «О теплоэнегетике» они нашли немало нестыковок и противоречий. Поэтому сейчас свои предложения они хотят отправить в мажилис, чтобы успеть внести их до вступления в силу документа, рассказывает Петропавловск.news.

Первоначально законопроект «О теплоэнергетике» был подготовлен еще в августе 2022 года, но из-за произошедших аварий на объектах теплоэнергетики в конце прошлого года в Риддере и Экибастузе в него внесли изменения. Документ попал в мажилис 6 января 2023 года. Но потом нижняя палата была распущена, поэтому теперь его снова презентовали перед депутатами парламента РК VIII созыва.

Сейчас его активно обсуждают в рабочей группе. Североказахстанские общественники ознакомились с проектом закона и считают, что именно сейчас, ещё на уровне обсуждений, в него нужно внести кое-какие существенные коррективы. Свои предложения они хотят направить в рабочую группу по разработке закона через недавно избранного мажилисмена Еркебулана Мамбетова. Он хотя и не вошёл в состав данной группы, но присутствует на её заседаниях и планирует активно участвовать в обсуждении данного вопроса.

Новый законопроект предполагает перераспределение компетенций и ответственности за политику в области теплоэнергетики. Согласно ему за министерством энергетики будет закреплена функция по руководству в сфере транспортировки тепловой энергии, которую в настоящее время осуществляет министерство индустрии и инфраструктурного развития. В свою очередь, министерство индустрии и инфраструктурного развития будет ответственным за системы теплоснабжения в части внутридомового потребления тепловой энергии, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству. Кроме того, в законопроекте предусмотрены нормы, согласно которым контрольные функции в тепловых сетях переходят от местных исполнительных органов в комитет атомного и энергетического надзора и контроля. Вот только общественники Северного Казахстана считают, что такое распределение обязанностей не может положительно сказаться ни на самой отрасли, ни на потребителях.

— В энергетике у нас как в поговорке «У семи нянек дитя без глаза». Там куча командиров. По сути уполномоченным органом является минэнерго. Тарифы для ТЭЦ и ГРЭС устанавливает минэнерго, а всем остальным субъектам естественных монополий устанавливает министерство национальной экономии с ДАРЕМом. Неправильно, что этим занимаются разные ведомства. Ведь полностью от производства зависит всё остальное распределение и сбыт. Они непосредственно в полной зависимости находятся. Поэтому считаю, что нужно собрать полностью группу, которая бы занималась всей тарификацией от производства до сбыта, — говорит общественник, член республиканского совета по образованию тарифов палаты «Атамекен» Александр Казанцев. – Сейчас обязанности распределяют между министерством нацэкономики, минэнерго, да ещё и подключают комитет атомного и энергетического контроля. Им хотят добавить еще какие-то функции. Но от этого не выиграет ни энергетика, ни потребитель. И в конечном итоге даже спросить будет не с кого и не с кем решать вопросы.

Александр Казанцев отмечает, что в ходе судебных разбирательств, в которых он участвовал во время споров с местными монополистами, он нашёл множество противоречий в имеющихся законах. (Напомним, недавно общественники выиграли суд по незаконному начислению тепловых потерь потребителям, которые имеют собственный прибор учета тепла. Сейчас идёт судебное разбирательство по поводу начисления огромных сумм за тепло потребителям в переоборудованных квартирах).

— Столько парадоксов. Я нашел кучу противоречий. Начиная с гражданского кодекса и заканчивая правилами пользования тепловой и электроэнергией. Специалисты оставляют такие прорехи, которыми пользуются предприимчивые монополисты. Они включают между строк свои фантазии и зарабатывают на этом деньги. Но закон должен быть написан так, чтобы он был понятен и исключал возможность разночтения, — говорит Александр Казанцев. — Раз закон пишут о теплоснабжении, то там должны быть конкретно описаны функции, в том числе и местных исполнительных органов. Мы все говорим, что тепло это вторичный ресурс, а главное — электроэнергия. Но тепло это важный продукт жизнеобеспечения города. Поэтому здесь нужно четко расписать функции МИО, чтоб они могли управлять, мониторить и регулировать отношения, связанные с теплопередачей. Могли проверить подготовку, периодичность выполнения техобслуживания и ремонта основного оборудования.

Александр Казанцев считает, что существует еще много других вопросов, которые тоже нужно отразить в новом законодательстве. Сейчас свои предложения и замечания общественник планирует передать в рабочую группу по разработке закона через мажилисмена Еркебулана Мамбетова. Последний уже выразил свою готовность посодействовать в этом вопросе и вынести их на обсуждение.

— Сегодня в мажилисе министр энергетики Алмасадам Саткалиев презентовал новый, очень важный на мой взгляд, законопроект «О теплоэнергетике», который предусматривает усиление административной ответственности за нарушения в этой сфере и в целом реформирование отрасли. Я не вхожу в этот комитет, но специально пошел на заседание по рассмотрению этого вопроса, чтобы быть в курсе и контролировать ситуацию, задавать вопросы и поднимать проблемы, актуальные в разрезе нашей Северо-Казахстанской области, — рассказал Еркебулан Мамбетов.

Евгения Кочевая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *