29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Виниченко Сергей

историк, писатель

Виниченко Сергей

историк, писатель

Эхо далёкой войны

Автор: Сергей Виниченко.  В далеком детстве, жарким летом 1972 года, автор собирал лесную землянику на опушке небольшого березового колка. Ползая вдоль края леса в поисках очередной ягодной поляны, он наткнулся на довольно глубокую яму в некотором удалении от опушки. По её краям, наклонившись в разные стороны света, росли могучие берёзы. Подошедший отец поведал о трагедии, некогда разыгравшейся много лет назад в небе над этим местом.

Для подтверждения сказанного, он повел сыновей вглубь молодого осинника, и их взору предстала ржавая сварная конструкция трубок разного диаметра, местами заклёпанная и скрученная зашплинтованными гайками. Увиденная картина вступала в явный диссонанс с идиллией лесной чащи и навсегда врезалась в память автора. Лишь обладая отменно развитым воображением можно было признать в этом пораженном коррозией куске железа остатки некогда грозного военного самолёта, так никогда и не вступившего в бой. В высокой траве приходилось то и дело спотыкаться о бесформенные куски оплавленного дюралюминия различной формы. Отец рассказал нам о том, что во время войны здесь упал самолёт, попавший в грозу, экипаж погиб. Останки лётчиков были помещены в один ящик и похоронены в деревне Богоявленка Пресногорьковского сельского совета.

Это место притягивало любознательных школьников словно магнитом – несколько раз бывали они здесь, пытаясь исследовать яму и окрестный лес. Тогда были найдены остатки ремня и пряжка, часть плафона, лампочка, истлевшая полевая сумка и некоторое количество костных фрагментов неизвестного происхождения.

1 июня 1987 года школьники, участники военно-полевых сборов в количестве более трёхсот человек, совершили поход к месту катастрофы боевого самолета, произошедшей в далеком 1943 году. Расстояние до цели составляло более 20 километров по лесостепи в сильную жару с полной боевой выкладкой – макеты автомата, противогаз, гранаты, форма и кирзовые сапоги. Даже для бывалых военруков такой марш-бросок был тяжелым испытанием. Добравшись до места, уставшие школьники с интересом слушали рассказ очевидца Александра Алексеевича Бобрешова (1925 – 1995 гг.). С его слов получалось, что самолет попал в грозу и упал от удара молнии. Поиски самолета организовали не сразу – на третий год войны в селе остались одни женщины, работавшие на сенокосе. Лишь через несколько дней нашли висевшего на березе летчика – тело качалось на стропах парашюта, голову оторвало при ударе о дерево. Почти сразу обнаружили и место падения самолета. Богоявленцы собрали останки трех сгоревших летчиков и похоронили в селе. Двигатель самолета использовали как электростанцию, из парашютного шелка сшили рубашки местной ребятне, а из дюраля клепали лодки рыбаки окрестных деревень. Юношей, слушавших рассказ ветерана, несказанно удивило, что в 1975 году здесь побывала сестра командира самолета и в высокой траве нашла наградные часы своего брата с гравировкой.

Памятный обелиск с обозначением фамилий лётчиков( фото 1988 года)

Председатель Пресногорьковского сельского совета Николай Дмитриевич Виниченко сопровождал сестру к месту гибели брата и был свидетелем удивительной находки. Прослушав интересный рассказ и подкрепившись на опушке леса, школьники отправились в обратный путь. Лишь после захода солнца, преодолев расстояние более сорока километров, они вернулись в лагерь. Этот поход имел большое воспитательное значение, многие из его постаревших участников до сих пор вспоминают его, как значимое событие в своей жизни.

Несколько позже А. А. Бобрешов рассказал автору о том, что на самом деле история поисков и захоронения несколько отличалась от его рассказа школьникам. Женщина, собиравшая грибы, почти сразу обнаружила место катастрофы, но, испугавшись допросов, несколько дней молчала. Но потом всё же рассказала председателю колхоза о страшной находке. Председатель поехал туда на телеге и увидел, что самолёт зарылся носом в землю довольно глубоко, а тела трёх летчиков были неузнаваемы от нестерпимой жары. Пресногорьковские чекисты снабдили председателя бензином и приказали уничтожить тела. Председатель не ослушался приказа и был предупрежден о молчании. Останки лётчиков были помещены в один ящик и с почестями захоронены. Прилетевшие из Омска военные весь день снимали приборы и вооружение, а также всё, что было можно увезти.

Что же на самом деле произошло на рассвете 3 августа 1943 года в глухой лесной чаще Пресногорьковского района? Перегоном боевых самолетов на фронт с заводов Сибири занимались летчики 73-й авиадивизии. Самолет Ил-4 принадлежал к классу бомбардировщиков дальней авиации, имел два мощных двигателя, мог лететь на расстояние до 4 тысяч километров. Трасса Омск – Троицк была давно освоена летным составом 104-го авиаполка. Экипажем командовал опытный летчик, командир эскадрильи старший лейтенант Харитон Лукич Халаев (32 года, уроженец Гомельской области).

Халаев Харитон Лукич
Халаев Харитон Лукич

Штурманом в экипаже служил старший лейтенант Николай Николаевич Малышев (1917 г.р. уроженец села Чириково, Кузоватовского района, Куйбышевской области). Служил в армии с 1935 года. В начале войны 17 сентября 1941 года совершил подвиг в небе Украины, был представлен к награждению орденом Красной Звезды.

Малышев Николай Николаевич
Малышев Николай Николаевич

Подвиг описан в наградных документах: «…получил задание от начштаба ВВС Юго-Западного фронта генерал — майора Шкурина на разведку войск противника в районе Лохвица. Тов. Малышев, как всегда горя желанием выполнить задание, вылетел на самолете У-2 , достав необходимые сведения о противнике при помощи визуального наблюдения, был встречен сильным зенитным огнем противника и ранен трижды в грудь.

Запись о братьях Малышевых в Книге Памяти

Малышев, обладая большой силой воли, сумел доставить сведения. В настоящее время находится на излечении в госпитале г. Свердловска».

Шитик Николай Фадеевич

Борттехник Николай Фаддеевич Шитик (1910 г.р. станция Бахмач) воевал на Юго-Западном фронте, был награжден медалью «За боевые заслуги», имел большое количество летных часов.

Самым молодым из команды был стрелок — радист старшина Виталий Тимофеевич Бритарев (1923 г.р.). Жена командира Александра Павловна Халаева была эвакуирована из Белоруссии и проживала в г. Жанасемей Семипалатинской области, супруга борттехника Мария Филипповна Приходько выехала из Украины в казахстанский Усть – Каменогорск. Галина Владимировна Малышева работала на ст. Кузоватово в РОНО. Мать Виталия, Анна Георгиевна Бритарева, проживала в ст. Янаул, Башкирия.

Учётно-послужная карточка Халаева Х. Л.

Родные летчиков получили похоронки с кратким одинаковым описанием обстоятельств их гибели:

«При перелете с аэродрома Омск на аэродром Троицк самолет врезался в тумане на низкой высоте 5-10 метров в лес под углом 60-70 градусов, разбился и сгорел. Экипаж погиб, похоронен в д. Богоявленка».

Комиссия, занимавшаяся расследованием, пришла к выводу, что произошел отказ двигателя и нужно было садиться, но мешал плотный туман, покрывший землю после грозы. Радист Виталий Бритарев должен был после десантирования по рации попробовать посадить самолет с земли, но неудачно приземлился на лес.

Учётно-послужная карточка Шитика Н.Ф.

Самолет срезал верхушки деревьев и рухнул в чащу. Автор считает, что дав радисту команду прыгать, комэск Харитон Лукич Халаев попытался тем самым спасти самого молодого из экипажа, но этого не случилось. Юрий Федорович Ермолаев (1926 – 2018), тогда еще подросток, вспоминал: «Лето было очень жарким и грозовым. Над Пресногорьковкой днем и ночью большими группами на запад летели самолеты. Однажды на окраине села приземлились два военных самолета, прилетевшие сели в машины и уехали. Вернулись вечером, что-то загрузили в крылатые машины и улетели. Ходили слухи о падении самолета, и что военные увезли вооружение и останки летчиков. Говорили также, что упавший самолет нашли песчановские женщины, собиравшие грибы. Чекисты выехали на место падения, все осмотрели. Обломки самолета еще долго валялись в лесу, потом и они исчезли. После войны приезжали родственники летчиков, ездили на место катастрофы».

Похоронка на Бритарева, вручена 3 сентября 1943 года

Сегодня место падения найти почти невозможно – раму сдали на железо, лес неоднократно пилили на дрова, видны остатки большого пожара, молодой осинник затянул все следы.

Список невозвратных потерь

Местные школьники еще находят иногда в густой траве куски оплавленной обшивки, чтобы сдать в цветмет. Обелиск с места захоронения перенесли в 70-е годы в центр села, которое вот-вот перестанет существовать, а прах остался на старом месте и никак не обозначен.

Так выглядит сегодня место катастрофы

Лишь кусок ржавой тяги и цоколь лампочки стали экспонатами школьного музея и горьким эхом далёкой войны, напоминая нам о тех событиях.

Современные поисковики на месте падения самолёта

 

Тяга от самолета ИЛ-4
Цоколь лампочки
Место падения самолета
Крестиком обозначено место падения самолета

Использованы материалы сайта https://pamyat-naroda.ru

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *