29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Горькие склоны Ванкувера

Когда за наше Отечество становится стыдно

Олег Сысолятин

Участвовать в Параолимпийских играх в Ванкувере Олегу Сысолятину пришлось одному, да и то благодаря исключительной настырности. Бывший воин-афганец, потерявший в бою руку, не жалел сил для подготовки к соревнованиям. Преодолевать приходилось не только крутые склоны горных трасс, но и биться в каменные спины чиновников.

За плечами Сысолятина уже не одна Параолимпиада и не один чемпионат мира. Однако на сей раз подготовка оказалась тяжелейшей. Поджимало время, а помощи ждать было неоткуда.

— После участия в Параолимпийских играх в Турине  у меня уже была именная лицензия на участие в Ванкуверской олимпиаде. Вторая лицензия была без имени, должен был принять участие незрячий     спортсмен из СКО – Кайрат Канафин. Ему требовалось перед Параолимпиадой выступить на чемпионате мира во Франции, Германии или Норвегии, но у нас не было денег, — рассказывает Олег Сысолятин. – Никаких сборов перед Ванкувером не было. Вдвоём с Кайратом мы тренировались в пригородном посёлке Борки, трассы которого совершенно не соответствовали нужным. Хотели поехать на сборы в Костанай – всё же там горы,  более приближенная обстановка, но даже на это не нашлось средств…

Ванкувер встретил Сысолятина неожиданной оттепелью. Уехав из дома в 25-градусный мороз, Олег вдруг на собственной шкуре ощутил все прелести акклиматизации прямо на трассе, когда столбик термометра поднялся до +18оС. Ежедневно шли дожди. Растаявший снег приходилось взбивать артиллеристам, смешивая его с искусственным, заливать водой.

— Ощущение было такое, что едешь не на лыжах, а на коньках, — рассказывает Олег.  –  Трасса для инвалидов была той же самой, на которой выступали и здоровые    спортсмены. Если бы мы приехали как все – за неделю, никаких проблем не было бы. Но мы приехали за три дня, адаптацию к климату так и не прошли. На самых верхних точках – в 300 км над уровнем моря – не хватало воздуха, в глазах стояла синяя пелена. Отдыхал только на спусках, а они там крутые и опасные. Был случай, когда на гонке упала слабовидящая спортсменка с Украины, повалив ещё человек семь. От падения в пропасть её спасло только заграждение… Если бы удалось потренироваться хотя бы в Костанае, мои результаты были бы лучше.

В итоге Параолимпиады в Ванкувере Олег Сысолятин, защищавший честь страны в гордом одиночестве, в группе спортсменов-ампутантов занял 6 и 8 место, в общем зачёте из 80 стартовавших он стал 26 и 28. Узнав, что Сысолятин от Казахстана выступает сольно, спортсмены России, Украины, Швейцарии, Франции очень долго удивлялись, недоумевая, почему такая большая страна, как Казахстан, не нашла средств на участие в соревнованиях ещё нескольких спортсменов. Даже Монголия выставила на соревнование шесть человек. Олег лишь пожимает плечами. По его мнению, пока отношение к параолимпийцам не изменится, медалей Казахстану не видать.

— Всё упирается в деньги. Чтобы поехать на Параолимпийские игры, нужно пройти отборочный тур чемпионата мира. Я не поехал в Норвегию, хотя у меня были средства, а вот Кайрат Канафин денег не нашёл. А там нужно было всего лишь 1800 долларов США, причём только на проезд. Остальные расходы организаторы брали на себя.

Печально сознавать, но поддержки ни от администрации области, ни от Правительства страны Олег Сысолятин так и не получил, за исключением оплаты проезда до Астаны и проживания в гостинице. Остальное, включая покупку спортивной экипировки, питание и другие расходы оплатили немногочисленные спонсоры.

— Лыжи мне купили спонсоры, — рассказывает Олег. – На Параолимпиаде я оказался единственным  спортсменом с двумя парами лыж. Для подобных соревнований нужно хотя бы три пары, ведь что угодно может случиться. Я с завистью смотрел на спортсменов из Китая, которые тащили по два баула с десятью парами лыж. При мне спортсмен попробовал как минимум три пары, пока не выбрал лучший вариант.

Помимо спортивного азарта и жажды победы Сысолятина преследовало ещё одно постоянное        чувство  –  вечного унижения. Для достойного участия в гонке ему приходилось буквально побираться по другим командам.

— Зачастую договориться с другими участниками невозможно, и я их даже понимаю. Что я слышал в ответ на просьбы одолжить банальную лыжную смазку? «Плати или имей свою». Стыдно… У других команд современные мази, в тюбиках, а у меня – дедовские, сделанные в СССР. Одному спортсмену «дружеские» корейцы одолжили мазь, так у него прилипли лыжи к снегу. Еле-еле он оторвал их только вместе с настом. После соревнований всех спортсменов везли на шопинг. Что ж, они могли себе это позволить, ведь на каждого выделялось около тысячи евро. Мне же дали на две недели всего сотню. Когда     спортсмены из СНГ узнали об этом, были просто в шоке, говорили, что у них все сборы идут за счёт государства. Мне же приходится бегать по спонсорам и тратить свою пенсию. Прояви ко мне наш казахстанский оргкомитет толику внимания, я бы завоевал минимум бронзу.

Квасной патриотизм в Сысолятине умирает после каждого соревнования. В Ванкувере помощь казахстанскому спортсмену предложил оказать даже посол Великобритании. По признанию самого Олега, заинтересуйся его успехами любая другая страна – уедет, не раздумывая. Благодарности от родины он уже не ждёт.

После поездки в Ванкувер Олега пригласили к акиму СКО Серику Билялову, где тот вручил ему денежную премию, спортивный костюм, лыжи и благодарственное письмо. Подарок, конечно, несколько несвоевременный, его бы до Параолимпиады вручить, но всё лучше, чем ничего. Родина, за которую Сысолятин бился на соревнованиях, на награды оказалась скупа.

— Я хотел получить квартиру как ветеран Афганистана, — горько усмехнулся Олег.  –  Мне отказали, мол, не положено. На встрече попросил помочь акима области. Билялов пообещал, но так ничего и не сделал, до сих пор жду ответа. Это очень неприятно. Стараешься, защищаешь честь страны, а в итоге тебе говорят: «Молодец»,  —  и забывают на следующий день…

Несмотря ни на что, Олег Сысолятин продолжает тренироваться и готовиться к зимним Параолимпийским играм в Сочи. К сожалению, 48-летнему Олегу заказан путь на некоторые трассы из-за ограничения по возрасту. Особую надежду он возлагает на биатлон. Если, конечно, в Казахстане обратят внимание на спорт…

Георгий ЛАНСКОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *