29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Боялись проверок и ответственности: В Петропавловске руководитель облздрава разъяснил, зачем скрывали смерть роженицы

Руководитель управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Нурлан Айманов на брифинге рассказал подробности лечения, смерти и факта сокрытия смерти многодетной матери из Тайыншинского района Айгерим Казезовой, сообщает корреспондент Петропавловск.news.

Напомним, что главные врачи многопрофильной областной больницы Юрий Белоног и центральной районной больницы Тайыншинского района Анатолий Рафальский, видимо, действуя по сговору, скрыли факт смерти Айгерим Казезовой. Дату смерти с 22 августа (когда наступила биологическая смерть) перенесли на 22 сентября 2021 года.

Как пояснил руководитель облздрава, сделали это по нескольким причинам. Во-первых, они пытались утаить факт ранней материнской смертности (до 42 дней после родов), чтобы избежать изнурительных проверок и разборов полётов из Министерства здравоохранения. Смерть женщины позднее 42 дней после родов рассматривается, как среднестатистический случай. Разбор проходит на уровне медицинской организации.

Во-вторых, врачи не хотели потерять львиную долю заработной платы. По словам Нурлана Айманова, при наступлении подобных ситуаций главные врачи теряют надбавки и получают лишь 50% от оклада.

В-третьих, руководители больниц пытались избежать ответственности.

Однако факт смерти утаить не удалось. Супруг Айгерим Казезовой обратился к представителям СМИ и рассказал трагическую историю. Его жену, уже будучи мёртвой, ещё месяц «лечили» в Тайыншинской районной больнице. Материал вышел 26 января этого года и только после публикации управление здравоохранения начало разбираться в произошедшем. Отдельно разбор полётов вёл комитет медицинско-фармацевтической деятельности. Проверки  выявили факт сокрытия ранней материнской смертности.

Республиканская и местная комиссии провели независимые экспертизы. Анализ медицинской документации Тайыншинской районной больницы и многопрофильной областной больницы раскрыл множество дефектов. Главным, конечно же, является факт сокрытия смерти матери.

— Вскрытие тела не производили. Но изучение заключения о смерти позволило сделать вывод, что на уровне многопрофильной областной больницы объём лечения соответствовал рекомендациям лечения КВИ у беременных.  Тактика лечения проводилась по всем протоколам, — заверил Нурлан Айманов.

Напомним, что пациентку, которая умерла 22 августа прошлого года в Петропавловске — в многопрофильной областной больнице, в связи с улучшением состояния якобы перевели для дальнейшего лечения в Тайыншинскую ЦРБ. В больнице завели две истории болезни. По документам Айгерим «лечили» на средства из фонда обязательного медстрахования.

К вопросу о наказании администраций больниц, фигурирующих в этом вопиющем деле. По словам Нурлана Айманова, от главного врача Тайыншинской районной больницы Анатолия Рафальского приняли отставку, приказ издали. Сейчас обязанности руководителя исполняет другой специалист.

— Ему направлен разбор местной комиссии, по которому должны быть приняты меры в отношении остальных сотрудников (фигурирующих в этом деле, — прим. авт.). В отношении директора Тайыншинской ЦРБ, отвечающего за лечебные вопросы по стационару, будут приняты меры строгой административной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. По поводу многопрофильной областной больницы – также будут направлены рекомендации. О мере наказания администрации областной больницы вопрос будет решаться с участием акимата Северо-Казахстанской области, — сообщил руководитель управления здравоохранения Северо-Казахстанской области.

Со слов Нурлана Айманова, решение должны принять и огласить на следующей неделе.

История лечения

Руководитель управления здравоохранения региона не стал отрицать факт, что в Тайыншинской ЦРБ у Айгерим Казезовой вовремя не выявили КВИ и затянули лечение.

Беременная поступила в больницу с жалобами на боли внизу живота 27 июля 2021 года. ПЦР-тест при госпитализации был отрицательным. Однако у пациентки был отягчённый эпиданамнез – коронавирусом болели её родственники. Банальные признаки КВИ у неё не заподозрили.

— 29 июля у женщины ухудшилось состояние, появились кашель и затруднение дыхания. Сделали рентген, поставили диагноз — бронхит. Лечили, а затем отпустили домой по расписке 2 августа. Женщина  сослалась на то, что муж не может уйти с работы, а дома дети, в том числе ребёнок с эпилепсией, который нуждается в её уходе. Должны были не отпускать, а убеждать, — говорит руководитель управления здравоохранения.

Уже через два дня, 4 августа, Айгерим госпитализировали в многопрофильную областную больницу уже в тяжёлом состоянии с 70% поражением лёгких. Врачи приняли решение о преждевременном родоразрешении для спасения жизни ребёнка и женщины. 5 августа сделали кесарево сечение. На свет появилась девочка, которую перевели в отделение реанимации новорожденных, а мать продолжали лечить.

С 13 по 19 августа Айгерим находилась на неинвазивной искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). 19 числа пациентке стало хуже. Женщину перевели на полную ИВЛ. Компьютерная томография показала поражение лёгких свыше 90%. Состояние ухудшалось. 22 августа в 12:37 констатирована биологическая смерть по истории болезни, которую местная комиссия получила от областной больницы. Этот факт не помешал перевести умершую женщину на дальнейшее лечение в Тайыншинскую районную больницу!

Какое наказание понесёт администрация и врачи больниц, фигурирующих в этой истории, скорее всего, станет известно на следующей неделе. К сожалению, на пресс-конференции присутствовал только руководитель управления здравоохранения Нурлан Айманов. Он пытался объяснить действия своих подчинённых, на месяц продливших «жизнь» Айгерим Казезовой, боязнью проверок и ответственности. Хотелось бы услышать от главных врачей лично, зачем они закрутили эту плеяду медицинского беззакония, если пациентку, согласно заключениям комиссии, исключительно на основе документации (вскрытия не было), лечили правильно.

Нурлан Айманов выразил соболезнования родным и близким Айгерим Казезовой. Однако сообщил, что в произошедшем не усматривает собственной прямой вины.

— Своевременно мы не обнаружили этот факт. Поэтому будем работать максимально быстро над тем, чтобы получить доступ  к персональным данным информационных систем поликлиник, больниц и Минздрава. Будет перепроверка каждого случая поздней материнской смертности с выездом на место. В должностные инструкции главных врачей будет внесена жёсткая профессиональная ответственность за сокрытие подобных данных вплоть до увольнения, — сообщил Нурлан Айманов.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *