29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Бензина нет!

Поможет ли повышение цен избавиться от топливного кризиса?

Приближение уборочной страды в наших краях в последние годы можно точно определить по верной примете – дефицит бензина и дизтоплива на автозаправках. Нынешний год не стал исключением. Топливный кризис начался на юге, а сегодня докатился и до наших широт. АИ-92 — по талонам, дизтопливо надо поискать.

На поверхности лежит такая причина случившегося. Львиная доля топлива на петропавловских АЗС – российское. Вот и в этот раз заправщики кивают в сторону россиян, обвиняя их в снижении поставок накануне уборочной. Мол, топливо в такое время в самой России нарасхват, а значит, и в цене.

Наши предприниматели в сфере топливного бизнеса говорят – россияне не просто сократили объёмы поставок, но и задирают цены. Новые ценники поставщиков можно было бы стерпеть, если и свои при перепродаже переписать. Но тут законное вето.

Одним из важнейших событий на рынке ГСМ нашей страны стало недавнее замораживание цен, инициированное правительством. Цена литра самого ходового бензина марки АИ-92 была зафиксирована на отметке «не дороже 102 тенге», цена дизтоплива – не более 87 тенге за литр.

Не эти ли рамки привели к нынешнему дефициту именно этого вида топлива? Ведь очевидно, что жёсткие меры ударили по карманным интересам бензиновых королей, которым обрезали перспективы прибылей?

Эту ситуацию прокомментировал нашим коллегам из газеты «Караван» председатель объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ОЮЛиИП) «Ассоциация «Жанар-Жагармай» Кайыпбек Камбаров.

По его мнению, ситуация с ГСМ сложилась патовая: правительство зафиксировало розничные цены, но при этом оптовую цену диктует рынок, причем российский, где оптовые цены выше, чем у нас. В таких условиях автозаправочный бизнес становится абсолютно убыточным…

Недавно пресс-служба Министерства нефти и газа распространила информацию, что в августе будут новые фиксированные цены – АИ-92 подорожает на 4 тенге (до 106 тенге), дизельное топливо – на 3 тенге (до 90 тенге).

Бизнесменам пошли на уступки, но изменит ли это ситуацию?

Антимонопольное ведомство страны, том числе и нашего региона, взялось за проверку этих доводов, но итоги проверки еще не известны.

Свое иметь надо!

Пока точка в этой истории не поставлена, утверждать можно, пожалуй, только одно: бензиновые кризисы в самые ответственные для страны времена закончатся тогда, когда мы наладим собственное производство топлива в необходимых для страны масштабах.

Переход экономики от примитивной политики купи-продай, прочно засевшей в головах некоторых крупных и средних бизнесменов и высокопоставленных чиновников, к экономической политике собственного массового высокотехнологичного производства искоренит подобные кризисы.

Инна ЛИТВИНЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *