29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Музыкальное чтиво: Из опыта популярной энциклопедии

В интернет-версии музыкальной рубрики Петропавловск.news — выпуск, вышедший в печати 18.08.2016.

Старые публикации в новой редакции

Ремиксы старых хитов нынче в моде – сработает ли данный приём в музыкальной журналистике? Найти что-нибудь интересное на страницах случайно завалявшегося старого журнала не составит особого труда. Вот только многочисленные вырезки или предательские пятна порой заставляют досадно прервать чтение на полпути. Но сегодня этого не случится, и вниманию читателей мы предлагаем пару музыкальных историй…

***
«Шёл новогодний вечер в нашей школе. Выступала популярная тогда в Москве группа «Атланты». У них была настоящая профессиональная аппаратура. Когда я её увидел и услышал, понял, что упустить свой шанс мы не можем. Словом, я не выдержал и пошёл к лидеру «Атлантов» Алексею Сикорскому просить, чтобы он дал нам поиграть в перерыве. Все остальные музыканты этого ВИА подняли меня на смех. Но Алексей сказал: «Что вы смеётесь? Вдруг они сыграют лучше нас?» И дал мне гитару».

[yd]
Это была первая волна отечественного рока, или биг-бита, как это называлось тогда. Подобная история могла, конечно, произойти не в одной, да и не только московской школе. Блиставшие в то время «Скифы», «Сокол», «Скоморохи» и в данном случае «Атланты» проложили дорогу совсем ещё юным музыкантам, которые чуть позже и определили развитие нашей рок-музыки на 70-е. И одним из них, робко подошедшим к Алексею Сикорскому в тот вечер, был Андрей Макаревич…

***
«Группа путешествовала в фургоне из колледжа в колледж, из университета в университет, появляясь всякий раз совершенно неожиданно и спрашивая разрешения (!) дать концерт. Выступали почти бесплатно: цена билета не превышала 50 пенсов. Дебютировав в Ноттингемском университете, ансамбль за две недели дал концерты в девяти городах, после чего отправился на гастроли в континентальную Европу, где объявление о концерте тоже вывешивалось буквально за несколько часов до начала».

Вполне обычная история для самодеятельного коллектива, если бы его лидер уже на тот момент не являлся культовой личностью. «Я не возвращаюсь, я всё начинаю заново»,- подчеркнул он тогда, обвиняемый ни много ни мало в развале столь же культовой группы, — в ответ начав всё с нуля и вновь добившись успеха уже с собственным проектом. Дальше сохранять интригу нет смысла – даже тем, кто с самого начала не знал, о ком идёт речь, нетрудно догадаться, что это были “Wings” во главе с Полом Маккартни…

(На основе публикаций журналов «Сельская молодёжь» и «Студенческий меридиан»)

Поговорим через двадцать лет?
Оставляя отдельные имена незаслуженно забытыми, а события и явления – оценёнными поспешно, в большинстве случаев наиболее объективным судьёй является всё-таки время. Достаточен в данном случае срок в четверть века? Пожалуй, так как выводы здесь напрашиваются, как принято говорить, с высоты прожитых лет – и вот уже и ко мне применим классический временной отрезок под названием «двадцать лет спустя».
Итак, передо мной издание под названием «Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии» за 1990 год. Естественно, что тогда, в разгар перестройки, большинство материалов объединял лейтмотив: то, что ещё недавно делалось на профессиональной сцене, было компромиссом с советским официозом и, следовательно, это плохо. Цитаты:
«На эстраде до середины 80-х преобладали жизнерадостные бодрячки, в репертуаре которых стерильная любовь сменялась мелодраматическими страстями, ура- и псевдопатриотическими песнями. Творческое начало было сведено до минимума. Ансамбли унифицировались, походили один на другой. «Подпольные» группы были нацелены прежде всего на личностный, авторский подход к творчеству, тогда как песни ВИА может в принципе исполнять любой состав».
(А. Кузнецов)

«Следует отметить, что за 10-летнюю историю через «Землян» прошло свыше 30 человек, среди которых было немало интересных и сильных музыкантов, но индивидуальность любого из них нивелировалась шаблонными аранжировками и безликим репертуаром. В отличие от ВИА первого поколения, безнадёжно дискредитировавших себя слащаво-любовной и комсомольско-бамовской тематикой, «Земляне» создали своего рода эрзац-рок и новую текстовую концепцию, которая, сохранив присущую эстраде асоциальность и безадресность, эксплуатировала либо героико-спортивную тему, либо беспроигрышный вариант гражданственной патетики с фальшивым пафосом и интеллектуальной пустотой».
(А. Бурлака)

Своя доля критических замечаний пришлась и на счёт когда-то начинавшей в андеграунде «Машины времени»:
«К сожалению, репертуар группы также дал коммерческий крен, явив несколько танцевально-ресторанных хитов – «Поворот», «За тех, кто в море», «Скачки», «Синяя птица».
(А. Троицкий)

Если попытаться проанализировать всё это с позиции сегодняшнего дня, можно констатировать следующее. Перечисленные «танцевально-ресторанные хиты» давно стали классикой и вошли в число наиболее исполняемых песен «Машины времени». И нелишне предположить, что создать нечто подобное всё-таки несколько сложнее, нежели написать пусть даже корректную критическую статью. Коммерческий успех же в данном случае – вполне закономерный результат, который вряд ли можно связать только с «танцевальностью» и «ресторанностью». Но это отдельная тема.
Кануло в Лету многое из того, что иные авторы энциклопедии преподнесли чуть ли не как национальное достояние. Однако вновь востребовано творчество тех же «Землян» и других представителей вокально-инструментального жанра – музыкантов профессиональных. Подтверждение тому – многочисленные обсуждения на сайтах, в соцсетях, где регулярно выкладываются раритетные фото, аудио, а порой и видеоматериалы. Достаточно побывать на концерте того или иного с годами обновлённого коллектива, чтобы сделать вывод относительно того, может ли песни ВИА исполнять любой состав. И уж вполне вероятно, пообщавшись с кем-нибудь из зрителей (причём необязательно пенсионного возраста), вы составите внушительный список имён артистов, которых хотелось бы увидеть и услышать. Что, увы, уже давно невозможно…
Двадцать лет назад на моё запальчивое: «Эту песню ещё твои дети будут петь!» коллега по ансамблю оппонировал вполне себе остроумно: «У меня не будет детей». И всё же приятно, что не ошибся я хотя бы кое в чём, а именно: то, что в конце 90-х вновь стало вызывать интерес на гребне ностальгической волны, сегодня по праву заняло свою нишу вне зависимости от веяний моды.
Тем не менее, при всём упрямстве фактов и не меньшей настойчивости скептиков, проверка временем продолжается. Вследствие чего станет ясно, не поторопился ли я с выводами. В очередной раз и в свою очередь…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *