29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Колосс на глиняных ногах

В Северо-Казахстанском специализированном межрайонном экономическом суде идет процесс по банкротству АО «Компания BIOHIM».

Иски подали две фирмы – казахстанская и американская, перед которыми «Биохим» не сдержал обязательств на общую сумму свыше 550 миллионов тенге. Всего же предприятие, которое называли не иначе, как «казахстанским чудом», задолжало кредиторам более 26-ти миллиардов тенге. Этот колоссальный долг почти вдвое превышает стоимость всего имущества компании.

…2006 год. Северо-Казахстан-ская область не сходит с передовиц республиканских газет и главных выпусков теленовостей. И немудрено: ведь здесь открыли уникальное предприятие — АО «Компания BIOHIM», которому все пророчили славу флагмана высокотехнологичного прорыва в Казахстане. Новый завод удивлял не только своими технологическими мощностями, но и беспрецедентным для региона размахом финансирования. Сообщалось, что общая стоимость проекта составляет порядка 94 миллионов долларов США. Основным кредитором стал «Банк Развития Казахстана», выделивший свыше 60 млн долларов.

Ты помнишь, как все начиналось?

Новый завод открывали с большой помпой. Ленточку разрезал сам Президент Нурсултан Назарбаев, назвавший проект по производству биоэтанола — высокооктановой топливной присадки на основе глубокой переработки зерна — «высшим пилотажем» современных технологий. Новый производ-ственный комплекс внушал столько надежд, как никакой другой. Во-первых, говорили, что это будет «окно в Европу», куда планировалось поставлять экологически чистое топливо. Во-вторых, проект должен был положить начало развитию в Казахстане высокотехнологичного сектора переработки традиционной сельхозпродукции в новые для отечественного рынка продукты. Вместе с ответственными господами из правительства радовались и простые тайыншинцы, ждущие новых рабочих мест. На открытии «Биохима» было заявлено о наборе трехсот работников, но эту цифру работодатель обещал увеличить в разы, как только откроется и в полную силу заработает «инфраструктура» — животноводческий комплекс и мясокомбинат.

Однако прошло всего пять лет, и надеждам суждено было пойти прахом. Вскоре возникли серьезные проблемы с экспортом биоэтанола, что частично объяснялось высокими акцизами, с одной стороны, и внезапно навалившимся мировым экономическим кризисом, с другой.

«Казахстанское чудо» стало изредка мелькать в прессе, но уже совсем не в победном контексте. Прокуроры заговорили о многомиллионных долгах по зарплате на предприятии. Чтобы рассчитаться с людьми, имущество предприятия было выставлено на торги. С молотка пущены железнодорожные цистерны. Это было началом конца грандиозного инновационного проекта, а следом на поверженного колосса посыпались судебные иски.

Долги наши тяжкие

Иски о признании АО «Компания BIOHIM» банкротом подали две фирмы – казахстанская и американская: ТОО «Ivengo Invest-ment Group» и корпорация «Cisco Systems Inc». Председатель специализированного межрайонного экономического суда Кайрат Шаймергенов объединил их в одно производство. Первому заявителю ответчик задолжал свыше 133 437 468 тенге за поставки так называемого крахмального молочка, причем, как заявил в суде представитель ТОО «Ivengo Investment Group» Валерий Хан, согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 3 февраля прошлого года, АО «Компания BIOHIM» признала этот долг. Истец сообщил суду о своих предположениях, что у должника имеется сельскохозяйственная техника в количестве 53-х единиц и весьма дорогостоящее оборудование IP-телефонии и видеоконференцсвязи от компании «Cisco Systems Inc», а также движимое и недвижимое имущество в городах Тайынша и Шахтинск. По мнению представителя ТОО «Ivengo Investment Group», компания «BIOHIM» является неплатежеспособным должником, не имеющим возможности исполнить свои договорные обязательства, и в соответствии с законом о банкрот-стве истец просит признать ответчика банкротом и возбудить в отношении АО «Компания BIOHIM» конкурсное производство.

Аналогичные требования выставил второй истец – американская корпорация «Cisco Systems Inc». Как пояснила суду представитель корпорации Асель Сандыбаева, в 2007 году АО «Компания «Биохим» заключило соглашение с АО «Сити-банк Казахстан» о долго-срочных кредитах для приобретения нового оборудования произ-водства корпорации «Cisco Sys-tems Inc». Для этих целей «Сити-банк» открыл должнику кредитную линию на сумму 3 миллиона 600 тысяч долларов США. Корпорация «Cisco Systems Inc» при этом выступала не только поставщиком, но и гарантом перед банком. Согласно подписанным кредитным заявкам, «Биохиму» был предоставлен заем на общую сумму свыше 2 миллионов 772 тысяч долларов на срок 60 месяцев. Первый год долж-ник исправно по графику погашал задолженность, но потом перестал. Гасить долг пришлось корпорации «Cisco Systems Inc», согласно своим обязательствам гаранта. Сегодня права требования задолженности от банка перешли к корпорации, а сумма задолженности вместе с набежавшими процентами составила 2 миллиона 776 тысяч долларов.

Представитель АО «Компания BIOHIM» Алла Ким заявила суду, что ответчик с исковыми заявлениями согласен в полном объеме и полностью подтверждает свою несостоятельность. Более того, еще в сентябре прошлого года СМЭС СКО вынес определение об утверждении заключительного отчета администратора внешнего наблюдения, в соответствии с которым АО «Компания BIOHIM» было признано не платежеспособным. По состоянию на сегодняшний день общая сумма задолженности АО «Компания BIOHIM» перед всеми кредиторами составляет 26 028 182 003 тенге. При этом общая стоимость имущества завода — 12 424 415 970 тенге.

Однако, у судьи Кайрата Шаймергенова и прокурора Шолпан Абдрахмановой возникло к заявителям множество вопросов. В частности, суд заинтересовался, зачем предприятию понадобилась американская телефония стоимостью в столь головокружительную сумму? На что представитель заявителя Асель Сандыбаева сообщила следующее: «АО «Компания BIOHIM» оборудование телефонии приобрело, насколько мне известно, чтобы связь была напрямую между заводом в Тайынше и Алматы, где находится головное предприятие. Лучше спросить у представителя должника АО «Компания BIOHIM», для чего они вообще покупали телекоммуникационное оборудование?». А прокурор пытался узнать, почему корпорация не истребовала сумму долга через суд после того, как ею была погашена задолженность перед «Си-ти-банком» в 2009 году? Ведь имущество у АО «Компания BIOHIM» имеется, и в этой связи кажется странным, что американская корпорация не предпринимала никаких мер целых три года. Представитель парировала, что иск корпорация подавала семь раз, и только сейчас его приняли.

Все не так однозначно!

Совсем не шуточные вопросы возникли к заявителям, ратующим за банкротство компании «BIOHIM», у АО «Банк Развития Казахстана» (БРК), выступающего в процессе на правах третьего лица. Напомним, в настоящее время, по обязательствам перед этим банком основная масса имущества «Биохима» находится в залоге. К примеру, представитель «БРК» Ануар Искаков посчитал сомнительной сделку о поставках на «Биохим» крахмального молочка, где поставщиком выступает торгово-закупочная фирма ТОО «Ivengo Investment Group». Представитель БРК заявил, что хорошо разбирается в технологических моментах, и ему непонятно, зачем компании «BIOHIM» потребовалось закупать у кого-то крахмальное молочко, когда оно является «побочным продуктом» производства биоэтанола, и единственным предприятием в Казахстане, производящим крахмальное молочко, является сама же компании «BIOHIM»?

Представитель «БРК» обратил внимание суда на то, что действующее казахстанское законодатель-ство о банкротстве содержит разные понятия несостоятельности и основания для признания должника банкротом в отношении различных хозяйствующих субъектов. Так, в статье первой Закона «О банкротстве» несостоятельность юридического лица определяется как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы и возмещения за причиненный вред жизни и здоровью, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, критерием определения состоятельности должника — юридического лица является его платежеспособность. «Доводы истца ТОО «Ivengo Investment Group» не могут служить достоверным доказатель-ством неплатежеспособности должника. Истцу известно о наличии у ответчика движимого и недвижимого имущества, — заявил Ануар Искаков. — Согласно перечню ос-новных средств, по состоянию на 15.12.2011 года, на балансе предприятия имеются основные сред-ства, включающие движимое и недвижимое имущество, на общую сумму 13 334 197 523,57 тенге. Также, у должника имеется свободное, никем не обремененное имущест-во, непосредственно не участвующее в процессе производства. Например, имущественный комплекс завода по переработке нефти, расположенный в городе Шахтинск Карагандинской области, балансовой стоимостью 38 639 746,85 тенге».

От представителя банка не укрылось и то обстоятельство, что в течение 2011 года в полном объеме были погашены обязательства «Биохима» по оплате труда перед работниками предприятия, по уплате налогов, частично погашены требования кредиторов по денежным обязательствам. Поэтому наличие одних лишь просроченных исполнением обязательств перед истцом не может служить основанием для признания АО «Компания BIOHIM» несостоятельным.

«Банк Развития Казахстана» обратился к суду с ходатайством о проведении судебно-экспертного финансово-кредитного исследования АО «Компания «Биохим» на предмет выяснения его финансовой состоятельности и проверки использования кредитных средств. Суд пока оставил это ходатайство открытым.

Вера ГАВРИЛКО,

фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *