29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Где родился, там и пригодился

Есть в Казахстане люди, о которых не скажешь «понаехали тут!». Их, скорее, «понавезли!». Речь идет о специалистах, которых до поры до времени редко или мало готовили в местных вузах. Чаще государственные комиссии направляли выпускников из крупных вузов страны туда, где они были больше нужны Родине.


Выпускница Петропавловской средней школы №14 им. Гагарина Наташа Золотилина в 17 лет поступила в Томский политехнических институт и, успешно окончив его, в 1976 году получила направление в «Краснохолмское производственное объединение «Краснохолмскгеология» министерства геологии СССР». (ныне это «Кызылтепагеологиясы»). Наталья Дмитриевна рассказывает: «Это было большое предприятие. Только ЦАЛ (Центральная лаборатория) включала в себя спектральную лабораторию, химическую, геофизическую, рентгеновскую, минералогическую. Коллектив был большой и дружный. На День геолога приглашали повара и делали плов в большом казане на улице, а потом все отделы и лаборатории разбирали плов в кастрюли и праздновали у себя в лабораториях. Предприятие базировалось в Ташкенте, но его специалисты работали во всем среднеазиатском регионе, кроме Узбекистана, в горах Таджикистана, на юге Казахстана. Например, в Кызылординской области геологи «Краснохолмки» открыли месторождение урана и организовали его добычу самыми современными методами».
И это не единственный объект, где пришлось работать Наталье Дмитриевне и ее мужу Александру Васильевичу Дмитракову. Молодые люди поженились еще студентами, и за годы работы где только не работали! Там же, в Узбекистане, родился и вырос их сын Константин.
Каждый год, вернувшись из экспедиции, семья отправлялась в родной для Натальи Дмитриевны Петропавловск, где тогда жили ее близкие, или в Тулу, на родину Александра Васильевича.
Супруги давно считали себя азиатами и не собирались менять место жительства. Однако известные бурные события в южных республиках в 1990 годы, когда будущее геологии и «некоренного населения» стало туманным, а также и желание сына получить высшее образование на родине отца — в городе оружейников- заставили маленькую семью уехать из республики, казалось, давно ставшей родной. К тому времени в Петропавловске не осталось никого из родных – всех унесло неумолимое время, поэтому переехали в Тулу. И не одни они. Очень многие геологи вынуждены были покинуть обжитые места в азиатской части страны и искать работу «на исторической родине».
Опытных специалистов, их охотно принимали на работу, но не всегда могли обеспечить жильем. И с получением гражданства в первое время было немало заморочек из-за особенностей местного законодательства южных республик. Медленно, но со временем все эти проблемы были все-таки решены. Невольным мигрантам с большим трудом, но удалось избавиться от узбекских паспортов, чтобы получить российские. Сложным оказался жилищный вопрос, но ведущим специалистам их новые организации помогли приобрести квартиры. Вписаться в новые коллективы помогало геологическое братство. Люди одной профессии, работавшие в разных регионах страны, все они когда-то пересекались по работе, знали друг друга или были знакомы по работе.
Большинство родителей отлично зарекомендовали себя на работе, а их дети окончили колледжи или университеты и работают по специальности. Некоторые уже порадовали родителей внуками.
Теперь большинство бывших «азиатов» стали «полноценными русскими». Но по-прежнему, как в Ташкенте или в дальних экспедициях, Александр Васильевич готовит настоящий узбекский плов ко дню рождения Натальи Дмитриевны и к разным корпоративным торжествам. Совсем недавно геологи так же, пловом и «настоящими» салатами, отметили награждение некоторых своих коллег знаком «Первооткрыватель месторождения». В этот раз ведущий специалист А.В. Дмитраков и его коллеги нашли и разработали на севере Тульской области стронций.

Такие маленькие (есть и большие) землячества есть во многих российских регионах. Например, в Белгороде обосновались выходцы из Астаны и Петропавловска. В уральские городки перебрались многие металлурги из Темиртау. В Ростовской области и на Кубани, в теплых краях, трудятся некоторые учителя и врачи из наших краев. Этих специалистов буквально заманивают в села местные власти. В той же Тульской области медикам дают подъемные в размере 500 тысяч рублей для приобретения жилья в селах, где они должны будут работать три года. Некоторые молодые специалисты покупают на эти деньги автомобили и ездят на них на работу, если она не так уж далеко от города. Этим правом пользуются некоторые выпускники местных вузов, но «азиатской» национальности.

Недавно в поликлинике участковый врач, уже заканчивая прием пациентов, спросил у меня с таким знакомым акцентом, что сердце дрогнуло: «Э! Зачем пришел? Больничный надо? На прием? Вон бери сам направление и сдавай анализы. После поговорим!» Немного поговорили, пока я копалась в бланках направлений. Оказалось, терапевт по имени Акходжа пять лет отработал в тульском селе и недавно перебрался в город. Взял кредит на квартиру, и родня в Таджикистане собрала деньжат. «Тут в деревне хорошо платят! Я еще в группе здоровья работаю. Теток худеть учу. Нашел направлений? Все понял? Иди домой – утром принесешь анализы и сдашь кровь!» Выставил меня из кабинета и заторопился в сторону ближайшего салона красоты.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *